Вопросы различают по форме подачи материала и по содержанию.
Цели вопросов, за которые вы
можете получить 5 баллов – проверка: а) прочтения (памяти) и б) сообразительности,
наблюдательности, умения логически и творчески мыслить.
Вопрос на 5 баллов – это не простой вопрос, требующий прямого ответа что-либо вспомнить.
Это интересный по содержанию вопрос или по внешнему оформлению, формулировке.
Ваши вопросы могут быть отдельными или представлять собой целое проверочное
задание – интеллектуальную игру.
Вопросы интеллектуальной игры по книге вы можете подготовить в виде кроссворда, графика,
формулы, диаграммы, таблицы.
X*(нож+мешок)=побег Эдмона Дантеса
Чтобы сделать вопрос интересным, его можно сопроводить рисунком (или словесным описанием
рисунка: представьте, что нарисовано …), сделав задание на наблюдательность и
сообразительность. В таком случае проверочное задание может быть типа «найди ошибку».
Допустим, нарисована (словесно) сцена выбрасывания мешка
Поискать ошибку можно предложить не только в рисунке по книге, но и в рассказе (сказке, детективной истории, ужастике или другом литературном жанре) по книге, где рассказчик допускает ошибку.
Этот рассказ можете сделать от лица какого-либо персонажа книги.
например, кто и кому говорит:
Рассказ может содержать как фактические ошибки, так и содержать утверждения, противоречащие
каким-либо закономерностям вообще, логические противоречия.
Например, можно спросить: почему Эдмон попал в тюрьму?
Можно попросить в проверочном задании изложить событие, явление, описанные в книге,
с точки зрения другого, не лирического, персонажа книги. Или проанализировать причины
явлений, событий книги. Или дать ответ на вопрос в графической форме, где разный ход
графиков, построенных по времени событий книги - по оси времени «Х», а по оси «У» -
соответствующие этим моментам признаки предметов, явлений, состояний, черт характера
героев.
(вопрос: как зовут X?)
или
замок Ив – Эдмон Дантес=X
(кто икс?)
(ответ: аббат Фориа)
с Эдмоном Дантесом в море,когда лучи яркого солнца играли
жизнерадостно на волнах…
Какая ошибка в этом рисунке?
(Иллюстратор не учел, что время суток (или года) совсем
другое в книге и солнца не было в тот момент. Или было?..)
«Я ласкаю эти стены годами, жду новую жертву годами.
Конечно, 15 лет – это не время для меня. Однако, пора бы уже!..
О, спасибо! Наконец-то: живая жертва! Таких мне еще не бросали!
…да не дергайся ты! Что ты режешь меня чем-то острым?! Мне больно!
…стой, куда ты!? Вернись! Я не выпущу тебя на остров!...
(да, это мы предоставили слово морю, которое приняло
в свои объятья жертву замка Ив - совершившего побег Эдмона.
Но вопрос в другом: какая здесь ошибка?
Ответ - не 15 лет ждал побега Эдмон, а 18. Или нет?..)
Увлекательны вопросы, оформленные под исторический текст или языковое толкование,
объяснение значения или происхождения слова.
Кого-то может заинтересовать обсуждение черт характера персонажей, свойств, причин явлений
и событий.
Вызывает желание искать ответ использование «черного ящика», в котором находится как бы то,
что является ответом на вопрос. Или в нем – предмет, ассоциативно напоминающий ответ.
Однако не только формулировка может обеспечить занимательность вопроса. Нескучным
поможет сделать вопрос содержательная его сторона. То есть, не о чем, а как вы излагаете
предысторию вопроса.
А можно попросить: изготовьте здесь и сейчас вещь,
послужившую предлогом к существительному «тюрьма»?
(письмо, из-за которого Эдмон был посажен)
требующие одного прямого ответа
пример: замок
игра: «АББРЕВИАТУРА»
ГМК
(Граф Монте-кристо),
игра «МЕТАГРАММЫ»
Пример:
требующие выбора одного из нескольких вариантов ответа
Пример:
представляющие набор предметов или их словесное перечисление.
3 балла, если отгадаете общее понятие к следующему ряду:
предлагающие набор предметов (понятий) , но не полный. Его надо дополнить
из двух вариантов, предварительно поняв, что его объединяет.
Пример игры, для победы в которой необходимо
вопросы с подсказками
Что это?
игра «ШАРАДА»
Пример:
игра «ЗАГАДАЙ-КА»
Я загадал литературного героя. Отгадайте, кто он?
игра «ЭПИТЕТЫ»
очень часто вы сталкиваетесь в жизни с устойчивыми словосочетаниями: некоторые слова
прочно связаны в нашем сознании с определенным эпитетом, признаком.
Задача игрока –
найти общий эпитет к нескольким словам.
остров
взгляд
(таинственный)
по книге придуманы сокращения. Расшифруйте их:
ЗИ
(замок ИВ)
Загадываются несколько слов, отличающихся лишь одной буквой, и о каждом слове что-то
сообщается игрокам. Можно в стихах.
«в» - в конце и я – в раю,
там сокровища найду.
«г» - в конце поставлю я:
несвобода ждет меня.
(остров – острог)
игра «РЮХИ»
очень часто в литературных произведениях мы встречаем устаревшие, либо иноязычные слова,
о смысле которых начитавшим книгу остается только догадываться. Задайте одно слово и к
нему несколько, заведомо ложных, но правдоподобных версий толкований. Задача составителя
игры – придумать красивые обманные толкования, версии объяснения значения этого слова,
чтобы отгадывающие «купились» на них, а не настоящее его значение.
Де жа вю в пер. с французского означает:
А) уже видел
Б) уже слышал
В)уже умер
Пример:
Вопрос с 4 вариантами ответов:
Цветок, который является геральдическим символом
одного из литературных мушкетеров:
А) роза
Б) лилия
В) тюльпан
Г) гвоздика
То есть дается некий ассоциативный ряд понятий, названий и т.п. и надо определить,
что это за ряд.
повозка, тарантас, тележка, кибитка, дрожка, коляска. Что это?
2 балла, если отгадаете это понятие, общее для всех перечисленных
в вышеназванном и следующем ряду:
Граф Монте-Кристо, король, принцесса, кучер, невольник. Что это?
Последний ряд ассоциативных понятий к отгадке,
за отгадку вы получает в этой игре 1 балл:
спица, лошадь, ось, колесо, дверца, подкова, хлыст. Что это?
(это все – карета)
предлагающие подбор нескольких определений, ответы на которые - не обязательно
прямой ответ, а возможно имеют общий с ответом корень.
выбрать общий из как можно большего количества
предполагаемых вариантов ответов:
1. Так называют тех, у кого спрашивают адрес или путь,
или расположение здесь чего-либо, так как сами не знают.
2. Бывает сладкая, кровавая, жестокая.
3. Это уютный, ставшим ужасным -уголок, где что-то случилось
в ответ на убийство родственника
4. Её жаждет справедливость.
(1-местные, 2-месть,3-местечко, 4-месть, следовательно ответ - месть)
Игра «АССОЦИАЦИЯ»
Подсказки могут быть ассоциациями:
1. подсказка: ключ, собачка, скважина, сейф?
2. подсказка: тюрьма, аббат Фориа, побег?
3. подсказка: воздушные, из песка, средневековые?
ответ - (замок)
шарада – это загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей,
каждая из которых представляет собой отдельное слово.
Имя этого литературного героя начинается на звонкую букву.
Продолжается мужчиной в образе местоимения.
Дальше отвечает на вопрос: песок сквозь пальцы что делал?
Затем сваренный, увеличивается в объеме
И в конце – не это, а …
(М-он-тек-рис-то)
1 подсказка: он происходит отнюдь не из знатного рода.
2 подсказка: его побег больше не совершил ни один герой книги.
3 подсказка: этот поступок он совершил только через 18 лет.
4 подсказка: своим поступком он перешагнул через наследственную
пропасть, став сразу графом.
викторинные
Например, человеком какой национальности
вопросы «на наблюдательность»
пример:
Внимание - «черный ящик»!
вопросы типа «угадай - кто»
Пример:
вопросы на «установление связей»
Где проходил карнавал, на котором граф Монте-Кристо смотрел казнь?
Б) на «сопоставление»
(записывайте, сколько ответов «да» и «нет» вы дадите)
игра «ВЕРИШЬ – НЕ ВЕРИШЬ»
Это вопросы на проверку усвоения знаний, полученных из книги.
считала графа Монте-Кристо его невольница?
(греком)
Что в нем лежит
одной стороной огонь поддерживает,
другой – сам себя бьет.
(нож, сделанный аббатом Фориа из
осколка камня и с ручкой из обломка подсвечника)
Обычно один вопрос охватывает здесь несколько предметов, чтобы исключить вероятность
случайно ошибки.
1. Назовите имя знакомого Графа Монте-Кристо,
которого разбойники содержали в катакомбах Сан-Себастиано.
2. Его друга звали Франц Д Эпино.
3. Ему разбойники написали записку следующего содержания:
«Во вторник вечером, в семь часов, выйдите из коляски и последуйте
за поселянкой, которая вырвет у вас мокколетто.
Когда вы взойдете на первую ступеньку церкви Сан-Джакомо,
не забудьте привязать к пиджаку вашего костюма или плаща
розовый бант. До встречи. Вы меня не увидите. Верность и тайна».
(загаданное имя героя книги «Граф Монте-Кристо» – Альбер)
А) на «ассоциативные связи»
1 ряд подсказок: названия мифов «Ахиллесова пята» «Минотавр» и др.
2 ряд подсказок – имена богов: Гермес, Дионис, Зевс, Афина,
3 ряд подсказок – города (реки) страны.
ответ - (в Греции)
Они требуют сравнить признаки разных животных, предметов и т.п.
и прокомментировать их сточки зрения их сходства или различий.
В) на «глобальные связи»
Эти вопросы требуют установить отношения между объектами и понятиями.
«Мостик перекинуть» можно между чем-угодно. Попробуйте найти сходные черты у моря
и замка Ив.
1. Верите ли вы, что такие вопросы можно составить по любой книге?
2. Верите ли вы, что библиотекари помогут вам в этом?
3. Верите ли вы, что граф Монте-Кристо – это псевдоним реально жившего человека?
4. Верите ли вы, что разорвать мешок в воде Эдмону помогла акула?
5. Верите ли вы, что граф Монте-Кристо был англичанином?
6. Верите ли вы, что аббат Фориа остался жив, и Эдмон,
став графом, спас его из тюрьмы замка Ив?
7. Верите ли вы, что есть игра под таким же названием «Верите ли вы»?
См. выше. (когда вы предлагаете участникам игры проверочной согласиться
или не согласиться с каким – либо фактом. Те, кто верит - в одну сторону.
Те, кто не верит – в другую. На обдумывание дается 5 секунд. Ведущий сообщает
правильный ответ и проигравший – выбывает из команды. Игра продолжается до тех пор,
пока не останется 2 игрока. Их индивидуальный поединок может продолжиться в
следующей чат-дуэли. По другой книге.
Но это уже совсем другая история - о том, как биться в чат-дуэлях…